История нашего города.

150px-Coat_of_Arms_of_Tyumen_(Tyumen_oblast)_(2005)[1]
История города Тюмень
Тюмень основана в 1586 году. Город - с 1782 года.
«Посланы воеводы с Москвы Василий Борисович Сукин, да Иван Мясной, да письменный голова Дапило Чулков с тремя ста человек, поставиша град Тюмень июля в 29 день, еже Чинш слых...». Так начиналась история города, ставшего впоследствии колыбелью российской «нефтянки», города с таким дорогим нашему сердцу именем. Так начиналась Тюмень.
6т(Откуда пошло название города, достоверных сведений нет. Татарские легенды, записанные Г. Ф. Миллером, связывают его с тюркским словом «тумен», что в переводе значит «десять тысяч». А неутомимый летописец Сибири и Казахстана Н. А. Абрамов название города «Тюмень» переводит на русский язык как «мое достояние». Cуществует и целый ряд других версий о происхождении слова «Тюмень»}.
...Тюмень была поставлена на древней караванной дороге, идущей из Средней Азии в Поволжье, на так называемом «Тюменском волоке». Водные артерии связывали Тюмень с землями Крайнего Севера и далекого Востока. Это место было перепутьем народов на спорной меже, в точке столкновения Азии с Европой, и потому совсем неудивительно, что за эту территорию веками шла жестокая борьба между кочевниками Южной Сибири. Древний тюменский край до покорения его русской державой не раз переходил из рук в руки, и печальная судьба тяготела над ним на протяжении нескольких столетий. Тюменское ханство, созданное еще в 1-м столетии, было сильным и главным, а сама Тюмень в летописях, вероятно для отличия от Тюмени Каспийской, именовалась Великою Тюменью. Что, впрочем, не мешало воинственным новгородцам совершать на эти земли сокрушительные набеги и на протяжении нескольких столетий собирать богатую дань с местного населения ценными звериными шкурами, моржовыми клыками и «закамским серебром и узорочьем». Правда, многие из них не раз расплачивались головой за свою отвагу, «но корысть и жажда приключений» неизменно брали верх. С падением Великого Новгорода роль его по отношению к Югре перешла к Москве. Таким образом, завоевание Западной Сибири Ермаком было далеко не первым знакомством русских с этой страной.
Во второй половине XIV века, воспользовавшись ослаблением ханства Золотой Орды, сибирские татары основали на берегах Ишима свое независимое государство. Но очень скоро один из пяти их беков - Чинги, опасаясь мести родственников убитого им ордынского хана Она, перенес столицу на берега Туры. Там и положил он начало прародителю современной Тюмени - городу Чинги-Тура (Чимги-Тура), много десятилетий теснившемуся между буераками р. Тюменки.7т

После окончательного распада Золотой Орды в этих краях возникло новое большое ханство - Сибирское (по названию местных жителей - сыпыров) и центр ханства из Чинги-Туры был перенесён к устью Тобола. Чинги-Тура обратилась в развалины и стала олицетворением бренности всего сущего. На месте великой Чинги-Туры сегодня жилые кварталы старой Тюмени. Так бы и пребывать в забвении этому суровому краю, если бы менее чем через год после трагической гибели Ермака, в январе 1586 года Москва не снарядила в Сибирь воевод Василия Сукина и Ивана Мясного. Вместе со стрельцами, дабы закрепить русские восточные границы. Поставить первый русский оплот было решено в районе старой татарской Чинги, давно оставленной прежними жителями. Они не стали возрождать прежнюю Чинги-Туру, а выбрали чистое место на правом берегу Туры. Однако стоит отметить, что площадка для строительства была выбрана на редкость удачно: просторный мыс, ограниченный с запада оврагами Тюменки, а с восточной стороны - крутым берегом Туры, господствовал над окружающей местностью и легко мог быть укреплен. Итак, 29 июля (по старому стилю) стрельцы и казаки начали ставить город. Привлекли к работе и местных татар. За неделю соорудили острог - вертикально вкопали в землю плотно пригнанные друг к другу заостренные бревна. Тем же летом ратники выкопали ров с южной, полевой стороны, насыпали земляной вал. Внутри острога поставили съезжую избу, жилые дома, амбары и построили церковь во имя Рождества Богородицы. Для возведения более капитальных крепостных сооружений времени не было. После появления в этих землях первого русского города сюда переселились многие жители внутренней России, преимущественно из Перми, Сольвычегодска и Устюга Великого. Последние принесли в Тюмень кожевенное, мыловаренное дело и рогожное ремесло.5т
Население города росло настолько стремительно, что уже в 1595 году, при воеводах Юрии Булдакове и Богдане Воейкове, пришлось возводить новое городовое укрепление, и царская грамота предписывала выдать всем участникам строительства государево жалование.
В 1596 году поступает еще одно царское повеление: «привлекать в Сибирь для торговли бухарцев, оказывать им ласковость и никаких пошлин с них не брать». Действия этого указа оказались ощутимыми: в Тобольск, Тару и Тюмень не просто стали приходить богатые караваны бухарцев - многие из них обосновались в этих городах навсегда.
Очень скоро город становится важным пунктом на торговом пути в Среднюю Азию, Персию, Китай, а также основным центром сибирской промышленности, ремесленного производства и земледелия. Уже в то время далеко по миру Тюмень славилась производством мыла, костяных гребней, колоколов; кузнечным и другими ремеслами. И особенно - выделкой кож.
Веры своей первые тюменские поселенцы придерживались неукоснительно: еще в 1600 и 1601 годах вместо первой деревянной небольшой церкви в городе уже появляются две просторные новые. Одна в городе, во имя Рождества же Богородицы, а другая - на посаде, во имя св. мучеников Бориса и Глеба. Именно на это время приходятся первые случаи обращения в христианство местных татар.
Как и все русские деревянные города, Тюмень несколько раз горела, заменяла обветшавшие постройки новыми, неуклонно увеличивала количество церквей. Непрерывное «обновление» города требовало больших усилий. Поэтому, начиная с последней четверти XVII века, сложные крепостные сооружения все чаще заменяются более простыми, доступными для исполнения местными мастерами. В 1635 году у Тюмени появляется особый городской герб, изображавший лисицу с бобром, и гербовая канцелярская печать.
4тВ 1700 году положено начало каменному строительству. В 1728 году в г. Тюмени построили новый мост через речку Тюменку высотой 20 метров, шириной 10 метров и длиной 176 метров. В это время на посаде уже существовали ратуша, таможня, девять кабаков, торговые ряды, шесть приходских церквей. В 60-90-х годах буйным цветом расцветает «сибирское барокко»: один за другим возносятся в небо купола Успенской, Знаменской, Вознесенской (Крестовоздвиженской) и Спасской церквей. Тогда же появляются первые «гражданские» постройки из кирпича: казенный винный подвал, административные и частные здания.
В первой половине XIX века Тюмень становится самым крупным ремесленным центром Западной Сибири, который мог похвастаться сразу 2000 мастерами «на все руки». В будни вы никогда не увидите тюменцев, праздно стоящих у ворот своих домов или сидящих дома без дела, ни даже детей, играющих на улице... Зато в праздники их можно видеть разряженных в церкви или летом разгуливающих по городу. В Тюмени каждую субботу бывает большой торг, на который съезжаются крестьяне окружные...и из уездов Шадринского и Ирбитского, Пермской губернии, Ялуторовска и Курганского уезда... Вся торговая деятельность Тюмени, со включением ярмарочной, может быть оценена до 2 000 000 рублей серебром в год...».
В XIX веке город входит в полосу своего расцвета. В глубь материка отсюда один за другим уходят землепроходцы, отправляются в плаванье первые сибирские пароходы, появляются первые в Сибири православные храмы, телеграф, водопровод, железная дорога. Основанная как город-крепость Тюмень продолжает играть роль важного военно-стратегического пункта.
Расположенная у начала сибирского водного пути, Тюмень становится центром строительства и главной базой парового флота. В 1836 году в Тюмени спущен на воду первый в Сибири пароход. Так начиналось судостроение и судоходство в Сибири.3т
После реформы 1861 года невиданный ранее размах приняло переселение крестьян из Европейской России, стремившихся прочь с постылых помещичьих угодий в пронизанные свободой и благополучием тюменские края. Прошло через Тюмень и великое множество ссыльных, которые держали свой скорбный путь в Тобольск, на каторгу и в ссылку. Именно здесь проходил печально известный тракт... В 1885 году начала действовать железная дорога Екатеринбург-Тюмень, а в 1912 году - железная дорога Тюмень-Омск. Тюмень становится центром крупного лесопромышленного района, продолжая при этом оставаться крупным центром кожевенной промышленности. Сохраняется за Тюменью и роль перевалочной базы между обширнейшими северными территориями с их промыслами с одной стороны и Западом и Востоком - с другой.
Рост капиталов, сосредоточившихся в городе, приводит к значительному преображению его облика. В Тюмени, где до этого было много домов, построенных в традициях крестьянского зодчества, стали появляться здания нового типа. «Купцов-миллионщиков», частенько бывавших не только в Москве и Петербурге, но и за границей, уже не удовлетворяли патриархальные бревенчатые срубы и отсутствие эффектных, затейливых деталей в отделке. Они устроили настоящее соревнование за право считаться обладателем самой импозантной и респектабельной постройки. На тюменских улицах, как грибы, начали появляться высокие двухэтажные дома, крытые на четыре ската, с обшивкой тесом и большими окнами, требовавшими соответствующего оформления. Одним словом, город - центр торговой, административной, политической жизни, стал настоятельно требовать от своих обитателей чутко следить за сменой вкусов и архитектурных стилей на русском Западе - все в тех же Петербурге и Москве.
И все же еще долгие десятилетия Тюмени предстояло оставаться "столицей деревень": во время дождливой погоды ее улицы становились непроезжими, и сообщение между частями города нарушалось.
К тому времени численность населения города достигла 30 тысяч человек и превзошла численность населения губернского города Тобольска.
2тСобытия 1917 года и гражданская война нанесли свой отпечаток на исторический облик города.
5 января 1918 года была установлена Советская власть. Здесь находился штаб дивизии В. К. Блюхера.
После войны многие улицы Тюмени были переименованы. В Тобольской губернии начались административные перестройки. В 1918 году образована, а в 1923 году упразднена Тюменская губерния. На ее территории образовались три округа (Тюменский, Ишимский и Тобольский) в составе Уральской области. В 1934 году Тюмень стала центром обширной Обско-Иртышской области, а в 1935 году - опять районным центром, в составе Омской области. В 1929 году дала ток первая электростанция. В 1930 году открыт агропедагогический институт. В 1931 году развернулось и через год закончено строительство деревообделочного комбината. Еще летом 1929 года по улицам Тюмени пошел первый автобус, а к 1934 году были введены три маршрута. В1934 году была создана первая авиагруппа на аэродроме у села Плеханово - в Тюмени появилась своя авиация. В 1936 г. в городе появляется первая десятилетняя школа (ныне - СШ № 21).
В 1940 году, перед самой войной, Тюмень уже выпускает буксирные пароходы, баржи, станки, мебель, пиломатериалы, меховые изделия, обувь и много другой продукции. А суровой зимой 1941 года сюда из европейской части страны эвакуируются сразу 22 стратегически важных для СССР предприятия. Весной 1942 года все производства были запущены на полную мощность, и город смог беспрерывно поставлять фронту бронекатера, минометы, мотоциклы, электрооборудование для танков, снаряды, мины, полушубки, валенки и продовольствие.
20 тысяч тюменцев уходят на защиту Отчизны. Домой после войны вернутся далеко не все.
В первые же послевоенные годы все предприятия в срочном порядке переоборудуются для выпуска мирной продукции. Вводятся в строй новые производства. Тюмень вступает в очередную полосу промышленного расцвета.

Открытие месторождений нефти и газа на территории области стало новой страницей в истории Тюмени.
Создание Западно-Сибирского энергетического комплекса было делом всей страны, но роль первой базы и оперативного центра освоения недр по праву принадлежит Тюмени. Еще в 1948 году в Тюмени формируется первая нефтеразведочная экспедиция, сыгравшая важнейшую роль в истории этого одного из величайших открытий современности. В 1966 г. начато строительство железной дороги Тюмень-Тобольск-Сургут-Нижневартовск. В 1967 г. создано Тюменское управление гражданской авиации. Многие предприятия перепрофилируются для удовлетворения нужд сибирского нефтегазового комплекса. Тюменские авиаторы доставляют геодезистов, топографов, геологов, буровиков, строителей разных специальностей, а также необходимое им оборудование в самые труднодоступные точки. Речники осваивают новые водные пути на многочисленных реках Западной Сибири. Тюмень становится исходным и перевалочным пунктом по доставке грузов на Север. Одновременно в городе строятся новые специализированные предприятия, проектные институты, высшие учебные заведения.
1тВ 1960 году пущен первый агрегат ТЭЦ, работавшей на местном торфе. В 1970 году на улицы Тюмени выезжает первый троллейбус, а в 1973 году у Тюмени появляется свой университет.
В 1996 г. установлена новая граница Тюмени, впервые был принят Устав города!